В то же время, мы не считаем, что какая-либо (пусть даже самая замечательная) политическая теория может быть «выведена в пробирке» и навязана обществу, скажем, посредством манипуляционных технологий. Подлинная национальная идеол
В.Д.: Да, конечно. Базовые основания общие. Но надо сказать, что если для правящей партии этот выбор стал окончательным лишь совсем недавно, то мы с коллегами на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова уже несколько лет занимаемся вопросами развития и становления консервативной идеологии. В частности, данная работа ведется в рамках действующего с 2008 года Центра консервативных исследований под руководством профессора Александра Дугина, филиалы которого уже действуют в ряде классических университетов России.
РЖ: А Вам не кажется, что то, о чем Вы сейчас сказали, во многом перекликается с идеологическими основаниями, выдвинутыми в настоящее время на щит партии «Единая Россия»? То есть той самой идеологией «российского консерватизма».
Но повторюсь, что на сегодняшний день это всего лишь очертания, контуры идеологии, которая пока никак не кодифицирована.
Таким образом, мы видим две ключевые идеологические составляющие отечественной высшей школы: идеал социальной справедливости и государственничество. Третьей составляющей, по моему твердому убеждению, должно стать обращение к духовным основам многовековой российской традиции, в первую очередь, к тем ценностям, которые на протяжении тысячелетия формировались в нашем народе благодаря Русской Православной Церкви.
То есть не только и не столько чиновников и топ-менеджеров, сколько высокообразованных людей, раскрывающих в своих трудах данные им Богом таланты во благо общества и государства. И именно в силу того, что университеты не могут быть в стороне от общенационального дела, они также не могут и не находиться на государственнических, патриотических позициях.
С другой стороны, классические университеты как в прошлом, так и сегодня, являются важным фактором национальной безопасности. Не будучи «мозговыми трестами», «think tank ами» в западном понимании, они являются «кузницами кадров» подлинной национальной элиты.
С одной стороны, эти очертания определяются нашим общим советским прошлым, теми семью десятилетиями, в течение которых ключевые отечественные классические университеты получили воистину колоссальное развитие. То есть в тех же социально-гуманитарных науках (да и не только в них) существует вполне определенный марксистский залог, от которого избавиться в течение двух десятилетий просто невозможно, да и в определенной степени даже не нужно. Разумеется, сегодня практически никто из университетских профессоров не выступает за возвращение к советской заидеологизированности науки и образования, против многообразия теоретических и методологических конструкций. Однако нельзя не отметить, что не так много и тех, кто склоняется к отрицанию идеала социальной справедливости, к сугубо западническим либерально-позитивистским подходам, основными чертами которых являются ценностный релятивизм и принцип рыночной целесообразности как главные детерминанты эффективности образования.
Владимир Добреньков: Поскольку в нашей стране в настоящее время формально не существует государственной идеологии, то нельзя говорить и о том, что таковая присуща тем или иным государственным вузам. В то же время, у классических университетов существуют определенные идеологические контуры, на которых мне бы хотелось остановиться подробнее.
РЖ: Владимир Иванович, как Вы полагаете, существует ли в России четко выраженное идеологическое позиционирование крупнейших национальных университетов? Готовы ли российские ВУЗы к выполнению роли «мозговых трестов» в формировании российской политической повестки дня?
От редакции. Русский журнал начинает или даже продолжает спор о высшем образовании, о ведущих вузах, исследовательских институтах и их идеологии. имело место некоторое время назад и вращалось вокруг Института социологии. Мы публикуем беседу с деканом социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, президентом Российской социологической ассоциации (РоСА), доктором философских наук, профессором Владимиром Добреньковым.
Университет как идеология
Университет как идеология / Проблемное поле / Главная - Русский журнал
Комментариев нет:
Отправить комментарий